Saipa

Иранская компания Saipa возникла в 1967 году. Она стала продуктом совместного сотрудничества французских и иранских автомобилестроителей. Причем доля местных акционеров составляла 75%. Францию же в составе акционеров представляла компания Citroen. Наименование компании представляет собой аббревиатуру. Иранцы, создавая данное предприятие, желали основать в своем государстве какое-нибудь производство, а французы – выйти на иранский рынок автотранспорта. Ведь европейские модели здесь продавались чрезвычайно вяло ввиду их достаточно большой стоимости.

Первым выпускаемым автомобилем новосозданной компании стала Saipa Jyane. Это была копия двухцилиндрового автомобильчика Citroen 2CV. По прошествии десяти лет иранский производитель наладил сотрудничество с еще одной французской компанией – Renault. Началось производство копий моделей компании Renault 5 и 21. Конечно, руководство Citroen этот факт возмутил, и оно прекратило совместные проекты с иранцами. Однако последние ничего не потеряли, так как уже были достигнуты договоренности о партнерстве с Nissan и KIA.

Постепенно компания развивалась и становилась все крепче. Она начала поглощать местные производства. В ее состав начали входить другие предприятия, изготавливающие коммерческую технику, прицепы к авто, и автомобили других марок. В результате Saipa смогла объединить треть всей иранской автопромышленности.

На границе тысячелетий компания решила разрабатывать собственные модели. Конечно, они все равно базировались на достаточно устаревшей платформе, позаимствованной иранцами у KIA. Те же в свою очередь взяли ее у Ford. Первую машину компании назвали 701 Caravan. Позже разработали также собственную машину 141, основанную на базе KIA Pride. Несмотря на расширение модельного ряда, все новинки компании строились на единой платформе и с одним силовым агрегатом – 1300-кубовым 60-сильным бензиновым мотором.

В 2008 году вышла TIba с 80-сильным агрегатом, экспортируемая к нам.