Руссо-Балт

Автомобильная марка Руссо-Балт принадлежала Руссо-Балтийскому заводу по производству вагонов, расположенному в Риге. Основан он был еще в 1869 году и специализировался на поставке вагонов для правителей Российской империи. В 1908 году было создано автомобильное подразделение. Этому предшествовали некоторые события. В 1904 году организовалось подразделение, строящее военные обозы. Однако с завершением русско-японской войны продукция подразделения потеряла востребованность, и член правления завода Фрязиновский внес предложение начать производит автомобили, на которые спрос постоянно рос. Именно Фрязиновский и стал директором нового подразделения.

Предприятие обратилось к своему бельгийскому партнеру Заводу Фондю, который в то время также налаживал изготовление машин. Молодой главный конструктор, которому едва исполнилось 26 лет, Жульен Поттера, активно взялся за работу. Уже по прошествии года в 1909 году была разработана первая серия машин. Авто разрабатывали с прицелом на отечественные дороги, а точнее их отсутствие. Все элементы конструкции должны были выдерживать большие ямы и колеи. Поначалу машины изготавливались под маркой Руссо-Балтийский. Но позже она сменилась на сокращенное Руссо-Балт. В 1910 году была приобретена «Экипажная фабрика Фрезе и К», находящаяся в Петербурге, и являющаяся флагманом отечественного автомобилестроения. Здесь организовали станцию для обслуживания Руссо-Балтов.

Первая модель (С) завода обладала 4500-кубовым мотором, выдающим 24 л.с. За время выпуска из ворот завода выехало 347 таких авто. В 1913 году разработали машину с гусеничным движителем, созданным французом Кегрессом. Для зимней эксплуатации модель с резиновыми гусеницами и лыжами была незаменимой.

В том же 1909 году была создана еще одна модель – серии К. Она обладала силовой установкой объемом 2200 см. куб. с водяным охлаждением, но без насоса. Новшествами конструкции были: карданный вал, одностороннее размещение клапанов, располагающаяся отдельно от двигателя КПП. Было 5 серий подобных авто. За все время их было изготовлено 141. Можно было заказывать несколько вариантов кузовов: лимузин, фаэтон, дубль-фаэтон, а также ландоле, берлин и пр.

В 1915 году завод эвакуировали в столицу. В 1918 году его национализируют и перепрофилируют на изготовление бронетанковой техники.