Polski Fiat

Марка автомобилей Polski Fiat возникла еще в начале 30-х годов. Тогда Польское государство решило создать собственную автопромышленность, которой в стране попросту не было. Ключевым партнером для этого был избран итальянский автоконцерн Fiat. В 1932 году было подписано соглашение о возведении в столице государства автозавода для изготовления легковых авто, а также легких грузовиков. В итоге, практически все изготавливаемые машины поставлялись для армии. В 1934 году стартовало изготовление модели Polski Fiat-508 Junak. Силовой агрегат объемом 1000 см. куб. выдавал мощность в 24 л.с. Машина оснащалась 4-ступенчатой механической трансмиссией. Авто базировалось на Fiat 508 Balilla. На ее основании в 1935 году был разработан польский многоцелевой армейский вариант 508 Lazik. Он имел открытый кузов без дверей на 4 места. До начала военных действий было произведено около полутора тысяч подобных авто.

На шасси 508 и 518 моделей было собрано до 400 передвижных радиостанций, авто для связи и легких тягачей для артиллерии. Шасси же полуторатонного грузовика для армии 618 Grom стало основанием для изготовления армейских санитарных авто. Они имели колесную формулу 6х6 и обладали закрытыми кузовами для раненых солдат польской армии. До 1929 года ключевой армейской грузовой моделью был доработанный Polski Fiat 621 Typ, оснащавшийся 6-цилиндровым агрегатом. Он перевозил пехоту, оружие, а также транспортировал зенитные установки. Изготавливались и полугусеничные авто C4P. Машина весила почти 5 тонн и могла буксировать за собой прицеп в 2,4 тонны. Таких авто было изготовлено 400 штук. Несколько позже гусеничный движитель был серьезно модернизирован усилиями талантливого местного инженера Бялковского. Все работы были прерваны началом военных действий.

Снова марка Polski Fiat появилась аж в 1967 году. В тот период снова возобновилось сотрудничество с итальянской компанией Fiat. На столичном предприятии FSO стартовала сборка машин Fiat-125. Легковые авто, именуемые Polski Fiat-125Р, применялись в службах безопасности Польши и армии. Внешне авто отдаленно напоминало отечественную модель ВАЗ-2106, так как базировалась на одном «доноре». Срок лицензионного соглашения с итальянцами завершился в 1983 году. Поэтому после этого машина стала выпускаться под другой маркой.