Nysa

В 1951 году на бывшей фабрике мебели из металла в польском городе Ныса было решено возвести предприятие, изготавливающее кузова к автомобилям. Первые экземпляры микроавтобусов, произведенных на заводе, увидели свет в 1957 году. Их назвали N57. Гамма моделей содержала легкий фургон, а также микроавтобус на 8 мест. Конструкция машин разрабатывалась не на самом предприятии, а на столичном заводе FSO. Кузов был цельнометаллическим, установленным на лонжеронной раме. При создании авто применялось множество комплектующих от автомобиля Варшава, который был аналогом Победы, выпускавшейся в СССР.

С 1958 года началась сборка машин. Однако она была не серийной, а единичной. Завод в этот период был переименован в ФСД. В следующем году стартовало мелкосерийное изготовление фургона, санитарного авто и микроавтобуса. Авто был присвоен индекс N59. Еще через год разработали грузопассажирский вариант. Далее немного видоизменилась радиаторная решетка. В 1963 году сменился силовой агрегат. Вместо достаточно слабого мотора от Победы, начали устанавливать польский S21, обладающий мощностью в 70 л.с.

С 1964 года началось серийное изготовление машин. Отныне они получали индексы не по году производства. Авто именовалось Nysa 501. В 1968 году производится обновление модельного ряда. Новая машина получает индекс 521. Она обзаводится полукапотной компоновкой. Отныне водитель имел хороший доступ к силовому агрегату, а также удобную посадку на передние кресла. Машина могла перевозить 850 кг груза.

Модельная гамма включала традиционный фургон, грузопассажирское исполнение, пикап, обладающий двойной кабиной, рефрижератор, санитарное авто, автобус на 10 мест, туристический и милицейский варианты.

В 1976 году началось изготовление модернизированной версии 522 . В 1978 году было изготовлено рекордное число машин – более 18 тыс. штук. Постепенно завод ФСД становился кузовным филиалом столичного предприятия FSO. В 1996 году оба предприятия были выкуплены южнокорейским гигантом - компанией Daewoo.