FAP

История марки FAP начинается с осени 1953 года, когда моторостроительное предприятие, расположенное в Югославском городе Прибой оформило соглашение с австрийским филиалом компании из Швейцарии Saurer. Оно предполагало сборку на мощностях завода грузовых авто капотного типа серии 6GGF грузоподъемностью 8 тонн. Данное соглашение было подписано до 1964 года. В год подписания заводу было дано новое наименование – Fabrika Automobila Priboj (пер. Автомобильная фабрика Прибой).

Позже были приобретены новые лицензии у известнейших корпораций Perkins, Leyland, ZF на изготовление силовых установок и трансмиссий. Производственный процесс организовали на моторостроительном предприятии, находящемся в Сараево - Fabrika Motora Sarajevo (FAMOS). Оба завода стали частью холдинга FAP-FAMOS. Через некоторый период его частью стал Загребский автобусный завод TAZ, и предприятие в Скопье.

С 1959 года грузовое авто капотного типа, которое производилось по лицензии компании Saurer, получило собственный индекс FAP-13.14. На него устанавливали лицензионный дизельный 8300-кубовый силовой агрегат, выдающий мощность 145 л.с. Он агрегатировался с 5-ступенчатой механической трансмиссией.

1970 год ознаменовался подписанием аналогичного соглашения с корпорацией Daimler-Benz. Немцы обязывались поставлять сборочные комплекты грузовиков, а, кроме того, внедорожных шасси с формулами 6х6 и 8х8. В 1978 году контракт для тяжелой техники был продлен. Модель FAP 2026 с колесной формулой 6х6 была модернизирована. В 1983 году был разработан полноприводный грузовик FAP 2632 BDS/8x8, который в 1987 году сменил FAP 2832BS/AV 8x8. Еще несколько позже возникло шасси FAP 3232.

Военные действия в Югославии нанесли серьезный ущерб компании. Однако после распада государства, она осталась существовать, еще и стала наиболее крупным изготовителем грузовой техники в Черногории и Сербии.

В 2002 году был начат процесс приватизации предприятия. В 2010 году стартовало плотное сотрудничество с китайским изготовителем грузовой техники Dongfeng. Был подписан соответствующий меморандум о совместной работе.

В 2011 году был разработан и поставлен на поток полностью новый сербский грузовой автомобиль для вооруженных сил FAP 3240. Кроме того, предприятие выходит на европейские рынки сбыта.